Психология может быть очень разной...

Практически общеизвестно, что "классическим" вариантом психологического консультирования является очная беседа, в ходе которой идет индивидуальная работа психолога с клиентом - здесь психолог выступает в первую очередь аналитиком внутреннего мира клиента и в несколько меньшей степени - "зеркалом", дающим возможность клиенту более-менее непредвзято взглянуть на самого себя и свои проблемы со стороны. В силу интенсивности взаимодействия данный вид деятельности оправдано считается одним из самых результативных, а в связи с тем, что время психолога используется только на одного клиента, да и требуется создание и поддержание условий (как минимум - кабинет, а как максимум - хорошо оборудованный в техническом и эстетическом плане кабинет) для такого обслуживания - то и одним из самых дорогих. Если учесть, что между двумя произвольными людьми практически всегда возможна "подстройка" (которую, как правило, осуществляет психолог, обученный этому), то такой вид взаимодействия является максимально гибким, т.е. подходящим для работы практически с любым клиентом в почти любом состоянии - а иногда даже может быть полностью равноправным, без необходимости доминирования психолога или управления клиентом.

Достаточно часто применяется также и групповая работа, в ходе которой клиенты могут получать обратную реакцию не только (и не столько) от психолога, но и в первую очередь друг от друга - так в частности "модельно" отрабатывается обратная реакция мини-социума на поведение и проблемы отдельного человека и многие типовые социальные ситуации - здесь загрузка психолога бывает несколько ниже (по самым разным причинам...), а если предположить, что психолог согласен на ту же самую "почасовую ставку" (пусть даже и "повышенную" в связи с большей сложностью управления группой, нежели одним клиентом), что и при индивидуальном консультировании - то, даже с учетом необходимости оплаты помещения, плата клиента за такой сеанс в среднем становится ниже пропорционально числу человек в группе... Однако, в силу необходимости "ведения процесса" (установка стиля общения, выбор и акцентировка тем, отработка конкретных ситуаций и т.п.) и необходимости взаимосогласовывать поведение некоторого количества разных личностей - групповая работа несколько менее вариативна по отношению к учету состояния каждого конкретного клиента (и поэтому некоторые клиенты, находящиеся в "критических" состояниях или обладающие значительными аномалиями поведения в группу не допускаются), да и время, потраченное на отдельного клиента может оказываться в среднем несколько меньшим, чем прииндивидуальной работе (правда, без устойчивой корреляции с уменьшением размера оплаты сеанса), а кроме того ведение группы требует от ведущего психолога некоторой директивности, что во-первых несколько снижает восприимчивость психологом состояния клиентов, а во-вторых способно невольно усиливать пассивное начало у клиентов, которые вынуждены подчиняться ведущему.

Нередко - и, похоже, что это будет все чаще и чаще - встречаются и массовые мероприятия психологической направленности, где клиент или, точнее - уже не клиент, а "потребитель", в силу своей многочисленности вынужден вести себя достаточно пассивно, имея возможность большую часть времени только "внимать" директивно и по сценарию ведущему данное мероприятие психологу - и здесь об учете индивидуального состояния отдельного клиента или об "обратной связи" уже практически не может быть и речи (только "особо активных" могут попросить перестать отвлекать или даже попросят покинуть мероприятие) - но зато средняя плата, вносимая отдельным клиентом за возможность увидеть и услышать психолога, а может даже - если повезет - и задать ему один-два ввопроса, может являться минимальной. Действенность и результативность таких мероприятий для конкретного потребителя тем выше, чем с "более распространенными" проблемами и в "более типичном" состоянии он пришел - и для решения именно и только таких "типовых" проблем эти мероприятия могут быть небесполезными...

Весьма распространенным видом "пассивной психологической помощи" (если это, конечно, можно так назвать...) является также написание и публикация психологами книг на психологическую или близкую к ней прикладную тематику, посвященных либо отдельным проблемам, темам, направлениям, методикам, либо в той или иной степени обобщающих - и такие книги бывают как адаптированными под "массового читателя", так и обычными, самого разного уровня полноты и сложности вплоть до "узкоспециализированных" - и здесь читатель имеет самую широкую возможность выбора своего поведения - что, когда, где и в каком состоянии читать - и запоминать ли прочитанное, обдумывать ли прочитанное, усваивать ли прочитанное, отрабатывать ли усвоенное, или продолжать искать "более подходщую" информацию далее - это все тоже целиком и полностью зависит от читателя. Стоимость такого вида "ненаправленной помощи" самая низкая из возможных, а эффективность практически полностью зависит как от активности и способностей самого читателя, так и от умения автора "найти общий язык" с читателем.

А в последние двадцать лет, в связи с возникновением и развитием глобальных средств обмена информацией, появился и начал достаточно активно развиваться некий гибрид всех вышеописанных методов психологической работы - появились т.н. "сайты психологической тематики", на которых в той или иной степени можно почитать книги и статьи по психологии (как держателя сайта, так и предпочитаемых им авторов - а почитав это, уже можно составить о держателе сайта некоторое представление), с помощью чата можно "пообщаться в группе" (здесь, в отличие от обычной очной группы, возможно вести параллельно несколько потоков общения, не мешая при этом общаться другим участникам), в любое удобное для клиента время задать вопрос и получить на него один или даже несколько ответов в форуме, либо даже просто написать письмо лично автору сайта с просьбой о личной консультации (эпистолярно или даже очно) и т.п. - в таком новом виде взаимодействия психолога и клиента имеются значительные плюсы:

- отсутствие необходимости клиенту регулярно изыскивать и тратить дополнительное время для поездок к психологу или оплачивать расходы на транспорт, каковые могут быть весьма велики особенно в случае, если заинтересовавший его психолог живет в другом городе или даже другой стране,

- психологу не обязательно тратиться на аренду и оборудование помещения, что позволяет ему снижать стоимость своих услуг,

- существует возможность получения ответа не от одного, а сразу от нескольких психологов (включая и представителей иных психологических школ и направлений) и/или иных людей, заинтересовавшихся названной клиентом проблемой и захотевших ответить - а различные мнения и главное - практически опыт решения аналогичной проблемы могут оказаться клиенту весьма полезными,

- значительно меньшая привязка общения ко времени и месту позволяет клиенту не ждать назначенного срока приема, а выражать свое состояние в любой удобный ему момент - и психолог тоже имеет возможность работать в удобное для него время, а не по жесткому графику, что весьма положительно сказывается на эффективности и качестве его работы,

- значительно меньшая персонификация при сетевом общении позволяет легче высказывать и обсуждать самые неоднозначные проблемы клиентов, обсуждение которых "в обычном случае" могло бы нести риск нарушения конфиденциальности или требовало бы большего времени по причине необходимости клиенту "собраться с силами и рискнуть сказать",

- требующаяся для сети необходимость письменно "выразить свои мысли и чувства" так, чтобы их поняли, изначально позволяет клиенту выполнить некоторый самостоятельный первичный анализ самого себя и своей проблемы, что в случае обычного очного общения чаще всего "делегируется" клиентом психологу, очередной раз провоцируя клиента на пассивность

- полученная от психолога ответная информация (письмо, ответ на форуме, сохраненная история общения в чате...) может клиентом обдумываться "с самого начала" неоднократно и при нахождении в самых разных состояниях, что повышает эффективность ее восприятия и анализа по отношению к очному общению, ибо услышанное при очном общении во-первых сильно ассоциативно привязывается к тогдашнему состоянию клиента, а во-вторых может искажаться в ходе осмысления и просто забываться, в отличие от написанного, которое неизменно и может быть перепрочитано любое количество раз - и благодаря этим свойствам эпистоярное психологическое воздествие "размывается" в несколько меньшей степени, чем устное, почему и может требоваться в несколько меньшем объеме и количестве оплаченных сеансов.

Естественно, есть и минусы, которые с точки зрения многих психологов (в основном, конечно, последователей "классической школы") перечеркивают все плюсы: во-первых, при общении в сети нередко теряется "живой контакт", только с помощью которого привыкли работать большинство психологов (нет возможности наблюдать за мимикой, жестами, рефлекторными и иными реакциями клиента), а во-вторых некоторый произвольный посетитель в некоторых случаях может вмешаться в процесс общения клиента с психологом и как-либо исказить его или даже спровоцировать ухудшение состояния клиента...

Однако, эти минусы отнюдь не являются принципиально непреодолимыми, как иногда утверждают - например, отсутствие "живого контакта" может быть вполне скомпенсировано психологически грамотно построенным опросом ("работают" же в психологии тесты - и неплохо работают, кстати...) и профессиональным уровнем глубокого анализа текста клиента (для чего в дополнение к психологу-человеку могут быть применены и мощные экспертные системы на основе искусственного интеллекта), а могущий помешать общению психолога и клиента персонаж может быть легко блокирован чисто техничеcкими средствами - как и почти всегда, в данном случае эффективность работы связана лишь с уровнем профессионализма тех, кто ее выполняет, и поэтому критика данного вида деятельности в психологическом консультировании (о клинической психологии или психиатрии в данном случае речи не идет) как "принципиально неэффективного" почти всегда субъективно-зависима от позиции самого критикующего (как известно, в психологии существует значительное количество как несопоставимых, так и взаимно антагонистичных между собой разных направлений), достаточно нередко весьма надумана и тенденциозна или же просто порождается элементарной конкуренцией на рынке психологических услуг - то есть критика эпистолярного варианта психологического консультирования ничем принципиально не отличается от критики одного направления психологии с позиций другого - и поэтому такой вид психологической помощи вполне имеет право на существование наряду со всеми другими

Категории статей:
Taxonomy upgrade extras: