Как желательно писать письма психологу...

Если вы хотите получить консультацию от психолога, работающего в сети, то от составления письменного описания вашей проблемы, состояния или сложившейся ситуации вам никуда не деться - общение в сети в большей части состоит именно иэ обмена письменными сообщениями, безотносительно выбранной форме контакта - в форуме, чате, ICQ вы пишете точно также как и в обычном письме. И раз придется вам общаться письменно - а это во-первых, медленнее, чем устно, а во-вторых, требует от вас большего внимания и сил, чем привычная устная речь - учтите, по возможности, нижеследующие пожелания к составлению писем для психолога в частности и ведении переписки с ним вообще - так вы сможете хотя бы в некоторой степени сократить свои же собственные время и усилия...

Итак, первое, на что желательно обратить внимание - по-возможности, постарайтесь быть конкретными в описании вашей проблемы и того, что вы хотите получить от консультации с психологом. А то из достаточно пространных писем на тему абстрактного описания "какая жизнь вокруг плохая и мир вообще ужасный" понять, что конкретно вам нужно или хочется - достаточно затруднительно бывает... Поэтому пишите не о "мире вообще", а о том, что происходит именно с вами и именно вокруг вас самих и, если хотите - о том, что бы вам хотелось, чтобы с вами происходило и почему вам это хочется...

Вторая ситуация, затрудняющая общение и взаимопонимание между клиентом и психологом состоит в т.н. "умышленном искажении информации" допускаемом клиентом (т.е. вранье или увиливание, если выразиться по-простому). В задачу психолога ни в коей мере не входит проверка и перекрестная перепроверка исходных сведений, поступающих от клиента или тем более "работа инквизитором" (ибо и без этого обычно есть весьма немало того, что придется "раскапывать" - то же подсознание свою информацию, могущую "втихую" влиять на состояние или сознательные стимулы, практически никогда легко не отдает...) - наоборот, психолог всегда будет работать с клиентом, опираясь на допущение, что все, рассказываемое клиентом - субъективная, но открытая и искренняя позиция, мнение или оценка, которыми клиент делится с психологом для того, чтобы иметь возможность совместно "проанализировать это" или хотя бы как минимум просто обсудить. И соответственно, если клиент выдает психологу изначально недостоверную информацию - то результаты обсуждения или анализа ее будут для самого клиента полностью бессмысленными - спрашивается, зачем же тогда клиенту на эту бессмыслицу свое время, силы и деньги тратить?

Третья ошибка, от которой хочется предостеречь - это попытка самостоятельно поставить себе диагноз (и это нередко также сопровождается желанием клиента "поставить крест" и на самом себе...), после чего обратиться к психологу за его подтверждением или поиском путей как от него избавиться - такой подход не только практически бесполезен, но может оказаться даже и вреден, ибо набрав массу литературы по якобы определенному у самого себя диагнозу, клиент рискует попасть в ситуацию героя Джерома К.Джерома, в процессе чтения обнаружившего у себя ВСЕ заболевания, перечисленные в медицинской энциклопедии - спрашивается - а станет ли от подобного клиенту легче? - весьма сомнительно, однако - скорее будет явно наоборот... А основная, принципиальная ошибка такого подхода клиента к консультации заключается в первую очередь в том, что консультационная психология не психиатрия и не медицина, диагнозы здесь почти никогда не нужны - а нужны лишь описания мыслей, ситуаций, состояний или эмоций, которые клиенту не нравятся или от которых он хочется избавиться - т.е. именно и в первую очередь сама симптоматика, ибо она первична по своей сути.

И для выявления и подробного изучения с целью последующего устранения этой симптоматики полезен ни в коей мере не диагноз, а исходные факты о событиях, происходивших с клиентом, и кроме них - так называемый "поток сознания" - мысли, эмоции, ощущения, ассоциации, перепады настроения и впечатления (кстати, не правьте уже написанный вами текст - особенно, если описываются эмоции или ассоциации - лучше потом допишите то, что хотите еще сказать или что было записано "не так, как хотелось бы"...) - в такой информации, в отличии от выхолощенного "правильного" текста, психологу значительно легче будет разобраться "что к чему" и что стоит делать дальше - и достаточно часто бывает, что то, что изначально хотел делать клиент (и "всего лишь только не знал КАК", зачем и обратился...), в значительной степени пересматривается самим же клиентом в процессе более подробного изучения ситуации, проводимого с участием психолога.

И последнее пожелание, реализация которого не должна составить особого труда - не торопитесь никуда, не сдерживайтесь и не ограничивайте себя, когда пишите - ни в изложении "посторонних" мыслей или ассоциаций, пришедших в голову во время описания вашей ситуации или некоторых ее конкретных элементов, ни во времени обдумывания своего письма вообще - эпистолярное психологичеcкое консультирование не является услугой, повременно оплачиваемой, в отличие от очной - так что не стесняйте себя и просто воспользуйтесь в полной мере возможностью выразить то, что хотите и именно так, как вам хочется...

Категории статей:
Taxonomy upgrade extras: