Skip to Content

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование - одна из сравнительно молодых областей деятельности, изначально базирующаяся на практическом использовании методов психологии и психотерапии (но не органиченная ими и достаточно заметно отличная от них) с включением элементов философии и социологии, идеологически и функционально частично унаследовавшая элементы практик образовательного, воспитательного и "духовного" наставничества - то есть фактически являющаяся междисциплинарным подходом - столь осторожная характеризация обусловлена тем, что несмотря на более, чем сорокалетнее активное использование данного термина как идентификатора вида деятельности, его устойчивого, общепринятого определения на настоящий момент все еще не выработано в связи с тем, что разные группы консультантов придерживаются в значительной степени разных идеологий, подходов и методов в процессе психологического консультирования, обобщение и стандартизация которых пока еще не осуществлены, хотя такие попытки и предпринимаются с достаточной регулярностью.

В качестве примера указанной ситуации неоднозначности, можно привести следующие используемые определения психологического консультирования:
"ориентированный на научение процесс, осуществляемый двумя участниками в простой социальной обстановке, один на один, когда консультант, профессионально компетентный в отношении соответствующих психологических умений и знаний, стремится помочь клиенту способами, обусловленными потребностями последнего, и в контексте общей программы работы с клиентурой: лучше узнать самого себя, научиться пользоваться этими знаниями для достижения более ясно очерченных и реалистичных целей, с тем чтобы клиент мог почувствовать себя счастливее и стать более полезным членом общества"(J.W.Gustad).
"специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий" (определение Британской ассоциации консультирующих психологов).
"применение принципов психической гигиены, психологии, развития человека в ходе когнитивных, аффективных, бихевиоральных или системных воздействий и стратегий, которые направлены на достижение психологического комфорта, на личностный рост, на развитие карьеры, а также на лечение патологии " (определение Американской ассоциации консультирования)
"отношения между квалифицированным консультантом и клиентом, которые обычно представляются как "личность-личность", хотя иногда в них участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера"(Н. Burks и В. Steffire; 1979)
на основе которых можно видеть, что акценты определений в значительной мере различаются: в первом определении явно подчеркивается социальная ориентация работы с клиентом и используется достаточно неопределенное (в смысле как критериев его оценки, так и методик достижения) понятие "счастья"; в втором определении нет никаких ссылок на теоретическую базу и на упоминание психологии вообще; в третьем определении упоминается то, что неявно отсутствует в первом и во втором (лечение патологии); второе определение более позитивно ориентировано на задачи адаптации личности и личную активность, в то время как третье в значительной степени функционально формализовано и т.д. и т.п.

Однако, несмотря на некоторую неопределенность в смысле термина "психологическое консультирование", в настоящий момент практически общепризнанными являются следующие основные аспекты в деятельности, носящей это название:
В отличии от психотерапии, ориентированной на длительные отношения пациента и психотерапевта (от 20 до 40 сессий за период от шести месяцев до двух лет) предназначенные для значительных реконструктивных изменений психики пациента, психологическое консультирование является значительно более краткосрочными отношениями (от 5 до 12-15 сессий за период до шести месяцев; достаточно часты также случаи и вообще однократных сеансов), ориентированными на разрешение проблем развития личности и произвольных ситуационных проблем клиента.
Психологическое консультирование проводится в амбулаторных условиях, при в достаточной степени равноправных и демократичных отношениях между консультантом и клиентом, включая возможную нерегулярность сессий и досрочное завершение консультирования, в то время как психотерапия, также могущая, конечно, проводиться амбулаторно, тем не менее в значительно большей степени ориентирована на использование регулярности проведения сессий и нередко - в стационарных условиях, вплоть до госпитализации пациента и даже ограничения некоторых свобод пациента на все время лечения.
Несмотря на то, что психологическое консультирование применимо и в случаях наличия у клиента значительных психологических проблем (и даже некоторых проблем психиатрического типа - в данном случае консультирование специально ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения - такая ориентация базируется на том, что человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств или влияния внешних факторов), основной акцент все же делается на работу с людьми, являющимися психически полноценными и вполне благополучными и как правило сознательно, самостоятельно и без какого-либо внешнего принуждения принимающими решение обратиться за консультацией - данная позиция позиция специальным образом выделяется в практике психологического консультирования путем отказа от использования термина "пациент" и замены его термином "клиент", подчеркивающего равноправие обеих участвующих в консультировани сторон.
В отличие от психотерапии, в значительной степени ориентированной на выявление и устранение неблагоприятных психических состояний, психологическое консультирование более ориентируется на личностное развитие клиента, инициацию и обеспечение процесса повышения психологической комфортности и качества его жизни и увеличение успешности взаимодействия клиента с окружающим его миром. В связи с такой ориентацией, консультирование чаще всего обращает повышенное внимание на настоящее и будущее клиента, в отличии от акцентировки на прошлое и углубленного его рассмотрения, принятого в психотерапии и психиатрии.
Психологическое консультирование в значительной степени сосредотачивается на обеспечении достижения клиентом целей и задач, сформированных и поставленных им самим, в связи с чем в психологическом консультировании оказывается достаточно часто применимой практика "контракта на обеспечение достижение конкретного результата" (каковая практика крайне редко используюется в психотерапии и практически никогда не используется в психиатрии в связи с тем, что в силу наличия значительных психологических проблем у пациентов, первоначально называемые ими цели и задачи высоковероятно оказываются неадекватными, либо переоцениваются и переформировываются в процессе лечения самими пациентами), факт достижения какового клиентом считается успешным окончанием процесса консультирования.
В практике психологического консультирования значительное место отводится задаче общетеоретического информирования клиента и даже его обучения необходимым для решения поставленной им задачи психологическим техникам работы с самим собой.
Психологическое консультирование является в достаточной степени синтетическим подходом, избегающим предпочтения какой-либо одной психологической теории над другими и использующим методы практически из всех направлений, нередко модифицируя и адаптируя их под каждую конкретную ситуацию или задачу. В следствие этого, в психологическом консультировании делается значимый акцент на недопущение навязывания клиенту каких-либо ценностей, идеологий и даже теоретических концептов, свойственных какому-либо одному направлению - благодаря такому подходу, становится возможным практика мультикультурального консультирования.
Использование методов и техник, суть и направленность которых клиенту не известна или даже от клиента умышленно скрывается (такое нередко принято в психотерапии и часто встречается в психиатрии), в психологическом консультировании считается однозначно недопустимым - клиент как по его желанию, так и обычным образом всегда информируется о любой используемой в работе с ним методике, ее сути, свойствах, возможных побочных последствиях, слабых и сильных сторонах. В предоставлении информации не может быть отказа - допустима только отсрочка - например, до завершения прохождения клиентом тестирования, так как некоторые тесты основаны на изучении реакций неинформированного человека и их эффективность значительно падает в случае, если механизм тестирования клиенту известен и им понят.
В психологическом консультировании делается значимый акцент на необходимости личной активности самого клиента (как во время самого процесса консультирования, так и в повседневной деятельности по реализации принятых им планов) и личной ответственности на основе сознательной заинтересованности в достижении позитивного результата, без каковых консультирование обычно оказывается малоэффективно, на основании чего пассивным и незаинтересованным клиентам в консультировании может быть отказано.
В отличие от сложившейся практики медицины, психиатрии и отдельных направлений психотерапии, в психологическом консультировании все более и более заметной является тенденция отказа от практики "постановки диагноза" клиенту и действий на основе диагноза, могущими войти в противоречие с сознательным желанием и выбором клиента, вместо чего консультанты достаточно часто предпочитают работать непосредственно с самими симптомами, с которыми обратился клиент и на условии добровольной взаимосогласованности действий клиента и консультанта. Также наблюдается тенденция не только переосмысления понятия "норма" в сторону признания его идеологического и культурного релятивизма и социальной субъективности, но и вообще отказа от его использования - вместо понятия "норма" все чаще и чаще используется понятие "ситуативной адекватности и результативности поведения" и акценты на обучаемость и (ре)адаптируемость.

Обобщая все изложенное, можно заключить, что в общем случае "психологическое консультирование" представляет собой непосредственную работу с клиентами (чаще всего в виде диалога, несколько реже - с использованием определенных психологических техник, включая и невербальные), направленную на изучение и решение различного рода психологических и смежных с ними проблем и задач клиентов, где основным (но не единственным) средством взаимодействия является определенным образом организованная беседа (обмен мнениями), в которой консультант, пользуясь специальными знаниями как психологического, так и междисциплинарного характера, создает условия для другого человека, в которых последний обнаруживает, осознает и научается использовать свои личные возможности и способности (включая способности к анализу и переосмыслению ситуаций в различных ракурсах, умению разрабатывать различные стратегии поведения и осознанно и адекватно ситуации им следовать) в решении поставленных им задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи преимущественно адресовано психически нормальным людям для облегчения или обеспечения им достижения поставленных целей, включая и цели личностного развития.

В рассмотрении разграничения областей применения психологического консультирования и психотерапии можно воспользоваться предложенной Э.Шостромом аналогией "полюсов", согласно которой - на одном полюсе работа специалиста затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов - это область психологического консультирования, а на другом полюсе - большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности - это область психотерапии. Область же между полюсами принадлежит деятельности, которую можно называть как психологическим консультированием, так и психотерапией.

Соответственно всему вышеизложенному, основными целями психологического консультирования можно считать следующее:
Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
Развивать навыки как адаптации, так и преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Обобщая, можно заключить, что цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого - общие, глобальные, перспективные цели, а на другом - специфические, конкретные, краткосрочные цели. Данные цели консультирования не находятся в противоречии - просто в направлениях и ситуациях, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в направлениях и ситуациях, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям.

Психологическое консультирование, изначально развивавшееся как на основе общей психологической практики, так и в рамках решения конкретных задач образовательной и профессиональной ориентации и наставничества, на настоящий момент оформилось в самостоятельный вид деятельности в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую и смежную с ней помощь. В психологическом консультировании консультанты имеют дело прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем достаточно широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и прочие самые разнообразные проблемы.

В настоящий момент психологическое консультирование как таковое реализуется в следующих видах деятельности:
Индивидуальное консультирование в решении произвольных задач личности, включая задачи психотерапии и личностного роста - область, наиболее часто идентифицируемая термином "психологическое консультирование"
Психологическое консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений
Групповое консультирование для решения проблем межличностных взаимоотношений и проблем социальной и культуральной (ре)адаптации, включая разнообразные тренинги на основе внутригруппового взаимодействия, нередко на основе использования культурно-независимого подхода
Психологическое консультирование и сопровождение лиц, страдающих зависимостями (наркотическими и психологическими) и членов их семей
Психологическое консультирование и сопровождение в посткризисных, посттравматических и реабилитационных ситуациях
Консультирование учеников и их родителей в периоды обучения в начальной, средней и высшей школе
Экспертное и аналитическое психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) в профессиональной и деловой сфере (включая бизнес-тренинги и решение задач повышения мотивации).Примечание: Экспертное консультирование имеет одно принципиальное отличие от других видов консультирования - в нем устанавливаются не диадные (клиент - консультант) а триадные (клиент - консультируемый - консультант) отношения: при экспертном консультировании консультант предоставляет консультируемому информацию, необходимую последнему для взаимодействия с клиентом, т.е. консультант и клиент обычно взаимодействуют только опосредованным через консультируемого, а не прямым образом, как в обычном случае. В связи с такой спецификой, экспертное консультирование неявно, но достаточно заметно тяготеет к т.н. "субъект-обектным" отношениям (использующим схему "оператор - объект воздействия"), каковые нередко базируются на директивных или манипулятивных механизмах межличностного взаимодействия.

Основные психологические подходы, применяемых в психологическом консультировании

В психологическом консультировании используются унаследованные из психологии и психотерапии и смежных с ними направлений (например, философии и социологии) различные теории личности, применяемые для лучшего понимания проблем клиента и предлагающие методы их разрешения, а также предоставляющие из себя основу для разработки методик работы, ориентированных на свойства и качества конкретного клиента

При рассмотрении любого из используемых в психологическом консультировании подходов, особо следует обратить внимание на однозначную некорректность любых попыток утверждений об истинности постулатов какой-либо единственной психотерапевтической школы или направления вопреки другим школам и направлениям, так как ни одно из них не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента - и поэтому любой специалист, утверждающий что-либо подобное, считается фактически дисквалифицировавшим самого себя.