Характеристика партнерского и непартнерского стилей общения.

Партнерский и непартнерский стили общения

 

Партнерский стиль общения Непартнерский стиль общения
Цель
Цель этого стиля в том, чтобы в переговорах  прийти к соглашению удовлетворяющему обе стороны, по возможности без потерь с обеих сторон. Цель при таком стиле общения – добиться необходимого данной стороне результата, совершенно не обращая внимания на цели другой стороны.
Мотив.
Аффилиативный. Стремление прийти к взаимовыгодному соглашению и сохранить отношения Стремление достичь поставленной цели любой ценой.
Психологическая установка на другого
«Я – ТЫ». Интересы оппонента это и мои интересы. Оппонент является партнером. Для данного типа общения характерно наличие развитой толерантности (терпимости) личности по отношению к партнеру. Позиция по отношению к другому “Взрослый-взрослый”.
 
Оппонент лишь средство достижения. Его интересы это его проблемы. игнорирует точку зрения собеседника, искажает его отношение к теме беседы; стремится найти у партнера понимание только своих собственных проблем таким образом, чтобы быть понятым
Язык глаз
Взгляд не выражает неприятия по отношению к партнеру, фиксируется на партнере. Доброжелательный, открытый взгляд. В глазах читается внимание к партнеру. Демонстрирующий пренебрежение к партнеру, высокомерный, заискивающий, слишком прямой (“сверлящий”) взгляд. “Бегающий” взгляд
Мимика
Искренняя улыбка, приподнятые брови, выражение заинтересованности на лице. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, на переносице небольшое утолщение, между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины, глаза сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму. Губы в виде двух тонких параллельных линий.
Жесты
Ладони видны, прикладывание руки к груди, движение рук ладонями вверх. Наклон головы в сторону партнера или слегка на бок. В течении разговора часты улыбка и кивок. Пальцы соединяются наподобие купола храма или руки соединены теснее. Приближение к другому человеку.
 
Неискренность:
приближение рук к лицу; прикрытие рукой рта; прикосновение к носу; потирание глаза; потирание уха, поглаживание и почесывание шеи.
Доминирование – выставление больших пальцев, ладони обращены вниз, невидны. Опора на стол широко расставленными руками.
Отрицание - сложенные руки на груди; скрещенные руки.
Оценка – почесывание подбородка; вытянутый указательный палец вдоль щеки, большой палец поддерживает.Агрессия – руки на бедрах.
 
Тон голоса
Голос мягкий, возможно с несколько более высоким тоном, без интонаций раздражения, нетерпения. В голосе слышны искренняя заинтересованность Возможны резкое произношение слов при высоких интонациях либо монотонный низкий. В голосе слышны грубость, нетерпение, раздражение.
Ритм голоса
Спокойная размеренная речь, но не слишком медлительная, не внушающая. Ритм может быть быстрым порывистым либо замедленным четким (внушающим)
Громкость голоса
Голос не громкий, обычная громкость с которой говорит человек или чуть тише. Громкий голос. Возможны крик и шепот («шипение»).
Язык тела
Уверенная, открытая стойка на обеих ногах (расстояние не больше, чем на две ширины ладони друг от друга), с равномерно распределенным весом тела. Естественность в позе
Люди сидят, не скрещивая рук и ног, сдвинувшись на краешек стула и наклонившись к партнеру.
Неподвижная, застывшая, напряженная, широко расставив ноги стойка. Покачивание, приподнимание на носки. Ступни и весь корпус повернуты по направлению к выходу.
Скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла. Скрещенные ноги у сидящего и скрещенные. Вялое откидывание на спинку стула в противовес партнеру, сидящему прямо.
 
Положение в пространстве
Положение – лицом друг к другу либо слегка развернуты под углом. Сидят рядом на одной стороне стола. Возможна короткая дистанция между собеседниками.
 
Использование возможности возвышения над партнером За столом сидят друг напротив друга. Возможна удаленная дистанция или наоборот, стремится держаться навязчиво-близко, не учитывая ощущений партнера.
Эмоциональные характеристики стиля общения
Эмоциональные характеристики партнерского стиля общения: актуализатор искренне выражающий истинные неподдельные эмоции и чувства. Он не стремится скрыть или частично скрыть  какие либо эмоции. Не использует чувства и эмоции для манипулирования.
 
Несдержанность в выражении эмоций, грубость. Эмоции гнева, презрения, отвращения. Возможно чрезмерное жестикулирование.
Вербальные особенности коммуникаций
Речевой стиль – диалог с партнером.
Стиль слушания:
Эмпатическое, рефлективное слушание: постоянные уточнения той информации, которую хочет донести до вас собеседник, путем задания уточняющих вопросов, парафраз, резюмирования сказанного партнером. Использование ободрения и одобрения. Отсутствие перебивания партнера в разговоре. Позитивная оценочная обратная связь
 
Речевой стиль – монолог.
Критический стиль слушания. Негативная оценочная обратная связь - выполняющая корректирующую функцию, направленную на устранение нежелательного поведения, изменение или модификацию отношений с партнером. Главное – не слушать, а говорить самому.
Может иметь и другие проявления, когда человек:
• позволяет разговаривать с собой свысока, не возмущается тем, что его не слушают, прерывают;
• собеседник не дает себе труда сформулировать свои мысли таким образом, чтобы быть понятым.
 
Техники влияния в коммуникации
Техники  влияния в коммуникации конструктивные, такие как: убеждение, аргументация, просьба. Манипуляция, принуждение, деструктивная критика, формирование благосклонности (привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности). Манипулятор также использует целенаправленное преобразование (искажение) информации.

 

 

Категории статей: